1. Что это за зверь такой… Что такое
плагин, наверное, знает каждый, кто работал с софтом по созданию
музыки, обработки. Для тех, кто забыл, напомню: плагин — это некий
дополняющий модуль, который подключается к программе для получения
новых функций (эффектов). Всё предельно просто. Существует довольно
мощный пакет плагинов от Waves. Плагины Waves существуют и в VST, и в DX вариантах, поэтому их можно использовать и с Cubase SX, и с ACID Pro и
с многими другими программными продуктами данного класса. Плагины
делятся на три типа: обычный плагин (без каких либо приставок), m/s
плагин (с приставкой m/s, такой же, как и обычный, но для других целей,
например, в целях обеспечения возможности приема стереофонических
программ монофоническими приемниками (радиовещание)) и монофонический
плагин (с приставкой mono). В целом структура их работы схожа, поэтому
рассматривать я буду только обычные (стереофонические) плагины. Делятся
они на 8 групп: • Анализаторы и измерители: RAZ Analyzer, PAZ Frequency, PAZ Meters, PAZ Position. Предназначены для точного анализа и отображения параметров звуковых данных. • Эквалайзеры: REQ 2,4,6 bands, Q1,2,3,4,6,8,10 Paragraphic EQ, LinEq Broadband, LinEq Lowband. Предназначены для настройки частот. • Динамическая обработка (компрессия): AudioTrack, C1 Comp, C1 comp-gate, C1 comp-sc, C1 gate, C4, DeEsser, LinMB, Rcomp, RDeEsser, RChannel, RVox.
Предназначены для того, чтобы динамический диапазон канала
записи/передачи соответствовал динамическому диапазону звука,
создаваемого реальными источниками. • Эффекты: TrueVerb, RVerb, SuperTap 2,6 - Taps Mod, MetalFlanger, MondoMod, Enigma, Doppler. Предназначены для создания различных эффектов, таких как дилэй, ревербация, флэнжер и другие. • Стереообработка: S1-MS Matrix, S1-Imager, S1-Shuffler. Предназначены для преобразования свойств стереосигнала. • Работа с высотой тона: UltraPitch Shift, UltraPitch 3,6 – Voice. Предназначены для сдвига высоты тона. • Максимизеры, эксайтеры: L1 UltraMaximizer, L2, MaxxBass, RBass. Предназначены для максимизации среднего уровня звука и улучшения восприятия низких частот. • Работа с шумами: X-Click, X-Crackle, X-Hum, X-Noise. Предназначены для устранения шумовых данных, реставрации старых записей и устранению импульсных помех звука.
В первой части статьи речь пойдёт о первых двух группах плагинов.
2. Анализаторы и измерители Как я уже говорил выше, это плагины, предназначенные для точного анализа и отображения параметров звуковых данных.
2.1 PAZ Analyzer - комплексный анализатор
Плагин олицетворяет смесь трёх плагинов: PAZ Meters, PAZ Frequency и PAZ Position. Смысл
его работы является сложенным смыслом отдельных составляющих этого
плагина. Плагин удобен, но использование его требует большего объёма
памяти, нежели отдельных его составляющих,
2.1.1 PAZ Meters - измеритель уровня (правая нижняя часть плагина PAZ Analyzer)
Плагин
показывает пиковый уровень сигналов в левом и правом каналах (столбцы
по бокам) и уровень суммарной энергии сигналов левого и правого каналов
(центральный синий столбец). Этот синий столбец может быть пиковым,
среднеквадратическим или VU-измерителем. Его настройки: • Weight - вид весовой функции; • Detect - тип детектора сигнала (RMS - среднеквадратический или PEAK - пиковый); • Response - время интегрирования. Для
столбцов по бокам настроек нет. Над ними можно наблюдать индикаторы
перегрузки. Когда они загораются красным цветом – идёт перегрузка на
соответствующем канале. Под столбцами имеются поля, в которых
отображается максимальное значение уровня сигнала. 2.1.2 PAZ Frequency – анализатор спектра (верхняя часть плагина PAZ Analyzer)
Основное назначение плагина PAZ Frequency
- спектральный анализ, поэтому в его окне имеется координатное поле, в
котором отображается график спектральной функции. Слева от него
находится измеритель уровня – PAZ Meters. Можно наблюдать либо спектры отдельно сигналов левого и правого каналов (L, R), либо спектр полной энергии стереосигнала (L + R).
Кнопка Freeze играет роль "фотоаппарата": на координатном поле
фиксируются те графики, которые существовали в момент ее нажатия. С
помощью регулятора Zoom можно изменить масштаб отображения графика по
горизонтальной и вертикальной осям для того, чтобы рассмотреть
какой-либо его участок подробнее. Если масштаб укрупнен, то становится
действующим регулятор Navigate.
2.2.3 PAZ Position - дисплей стереофонического позиционирования (нижняя часть плагина PAZ Analyzer)
В
этом плагине наблюдается стереополе, т.е. отображении мгновенного
распределения энергии кажущихся источников звука по стереопанораме и
выявлении противофазных компонентов, влияющих на моносовместимость
звукового сигнала. Длинна линии на графике соответствует громкости, а
угол наклона линии есть стереопозиции. Если линия направлена
вертикально вверх, значит сигнал монофонический. Слева также имеется
измеритель уровня – PAZ Meters.
2.2 Резюме Данная
группа плагинов может пригодиться, к примеру, для получения высокого
качества звука на не мониторных колонках, заменяя тем самым мониторные
их функции. Я считаю, использовании этих плагинов как минимум при
мастеринге просто необходимо.
3. Эквалайзеры Настройка частотного диапазона. Сюда входят три подгруппы плагинов: REQ bands, Q Paragraphic EQ, LinEq.
3.1 REQ bands - параметрические эквалайзеры
Параметрический эквалайзер Renaissance Equalizer представлен в трех вариантах: REQ 2 bands - 2-полосный, REQ 4 bands - 4-полосный, REQ 6 bands -
6-полосный. Необходимость в выделении разновидностей данного плагина по
числу полос возникает из-за потребности в экономии ресурсов. Ведь не
всегда нужно именно 6 полос, когда можно обойтись и двумя, тем самым,
экономя ресурсы компьютера.
Настройка эквалайзера: Два
основных параметра каждой полосы доступны для редактирования с помощью
мыши. Для этого просто необходимо перемещать мышью узлы графика
(разноцветные точки вдоль линий графика). Изменяемые параметры: частота
(движение влево-вправо) и уровень громкости частоты (движение
вверх-вниз). Также эти параметры можно изменять при помощи
кнопок-слайдеров находящихся в нижней части плагина. Каждый узел
окрашен в индивидуальный цвет. В нижней части экрана находятся номера
узлов и их цвета соответственно. Чуть выше над каждым из цветов
располагаются параметры каждого узла.
Параметры: Gain
– изменение коэффициента передачи частоты (громкость). Если значение
отрицательно, то происходит ослабление частоты, если положительно –
усиление. Frq – изменение частоты настройки (срез). Q – так называемая добротность. С добротностью связаны ширина полосы частоты и крутизна перехода подавления.
Ниже следует выбор вида частотного фильтра: • Bell - полосовой фильтр с колоколообразной частотной характеристикой; • Low-Shelf - фильтр с регулируемым усилением в области низких частот; • Hi-Shelf - фильтр с регулируемым усилением в области высоких частот; • Hi-Pass - фильтр верхних частот; • Low-Pass - фильтр нижних частот. 3.2 Q Paragraphic EQ - параметрические эквалайзеры
Параметрический эквалайзер Q Equalizer представлен
в семи вариантах: одна-, двух-, трёх-, четырёх-, шести-, восьми-,
десятиполосный. Необходимость в выделении разновидностей данного
плагина по числу полос я уже объяснял выше.
Справа от окна
эквалайзера располагаются регуляторы уровня выходного сигнала. Слева –
входного сигнала. Структура эквалайзера аналогична эквалайзерам серии
Renaissance, только настройки полос располагаются горизонтально.
Параметры: On/Off - кнопка включения/выключения частотной полосы; Type - раскрывающийся список для выбора типа полосы; Gain – громкость частотной полосы; Freq - изменение частоты настройки (срез); Q - регулятор добротности частотной полосы.
Данные
эквалайзеры являются многополосными и исключают какие-либо фазовые
искажения. В левой части окна эквалайзеров располагается переключатель Scale.
Можно установить пределы диапазона отображаемых уровней частот либо
±12dB, либо ±30dB. В правой нижней части окна эквалайзеров имеются две
кнопки:
METHOD – выбор метода аппроксимации частоты фильтра; DITHER
– предназначена для включения и выключения «дизеринга». «Дизеринг» -
сложный процесс понижения разрядности сигнала. Лучше его выключить.
Добавлены новые типы фильтров частот, такие как фильтры с крутыми скатами и фильтры с резонансным горбом.
Также по структуре настройки эти эквалайзеры от выше перечисленных принципиально ничем не отличаются.
3.4 Резюме: Данная
группа плагинов необходимо для работы в двух случаях: при обработке
вокала (не столь важно, и можно обойтись при наличии качественной
студийной аппаратуры, где можно настроить сигнал микрофона как надо) и
при обработке инструментов (особенно живых записанных посредствам
микрофона).
КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ
Автор статьи: AlieN a.k.a Maugli Для контактов: icq 224416969, mail maugli-rap@mail.ru